Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые
являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания
крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями
культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и
устойчивостью к утомлению, социально и
физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья
ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные
движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые
физические качества, вырабатываются черты характера.
Много лет назад немецкий
учёный М.Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по
наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда
мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить,
когда мы из здоровых превращаемся в больных».
Русская пословица очень
ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял,
время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям,
и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим
здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить
здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной
активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и
рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение
культурно-гигиенических норм и правил
-т.е. здоровый образ
жизни семьи
-влияние окружающей
среды, экология
- наследственность
-уровень развития
здравоохранения и образования и т.д.
В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
-утренняя гимнастика
-физкультурные занятия в зале и на воздухе
-прогулка
-подвижные игры
-физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза
-корригирующая гимнастика после сна
-дыхательная гимнастика
-психогимнастика
-различные виды закаливания и т.д.
Кроме этого, в
роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по
сохранению здоровья дошкольников, как:
- рациональный двигательный режим,
- разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
- соответствие времени проведения учебных занятий
возрасту детей,
- смена на занятии различных видов деятельности.
Основы здоровья
закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны
решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей
примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!